Неустойка - это денежная компенсация за нарушение ожиданий покупателя. Если же говорить юридическим языком: ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Далее Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" - "Закон"
Размер неустойки
Ставка 0,5%
- товар оплачен, но получен с нарушением срока по договору (п. 3 ст. 23.1 Закона)
Ставка 1% нарушен срок на:
-
безвозмездное устранение недостатков товара (п. 1 ст. 23 Закона, далее аналогично);
-
замену товара ненадлежащего качества;
-
возврата уплаченных за товар денег;
-
возмещение расходов на исправление недостатков;
-
уменьшение покупной цены товара;
-
возмещение убытков от некачественного товара или ненадлежащей информации о нем;
-
предоставление потребителю аналогичного товара на период ремонта (замены)
Ставка 3% нарушен срок на выполнение работы:
-
самой работы или услуги (п. 5 ст. 28 Закона)
-
недостатков выполненной работы или услуги (ст. 30 Закона);
-
уменьшения цены выполненной работы или услуги (п. 3 ст. 31 Закона);
-
возмещения расходов на устранение недостатков выполненной работы или услуги (п. 3 ст. 31 Закона);
-
возвращения уплаченных за работу денег (п. 3 ст. 31 Закона);
-
возмещения убытков из-за отказа от исполнения договора по причине недостатков или просрочки по работе или услуге (п. 3 ст. 31 Закона).
Уменьшение неустойки:
-
если неустойка явно несоразмерна нарушению (п. 1 ст. 333 ГК РФ, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7);
-
обязательство не исполнено по вине обеих сторон – продавца и покупателя, исполнителя и заказчика работ или услуг (п. 1 ст. 404 ГК РФ).
-
в иных исключительных случаях (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17).
Увеличение неустойки (штраф):
- за неисполнение требований клиента добровольно, если не было реакции на претензию и дело попало в суд. Размер такого штрафа до 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 5, 6 ст. 13 ЗОЗПП).
Ограничение размера неустойки:
Неустойка не может превышать:
-
сумму предоплаты (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП);
-
цены отдельного вида работ или услуг; или общей цену заказа (п. 5 ст. 28 ЗОЗПП).
Отказ в неустойке:
-
продавец не провел экспертизу товара или нарушил срок ее проведения;
-
продавец нарушил установленный предварительным договором срок заключения основного договора;
-
исполнитель не возместил ущерб, причиненный некачественной работой или услугой;
-
исполнитель не предоставил потребителю достоверную информацию об услуге.
Нестандартные случаи взыскания неустойки:
-
потребитель уже взыскал неустойку, но обязательство так и не было исполнено – продавец проигнорировал решение суда. Тогда потребитель может еще раз потребовать неустойку – уже за период с даты вынесения судом решения до дня его исполнения продавцом (п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 октября 2020 г.).
-
продавец нарушил срок безвозмездного устранения недостатков товара длительного пользования и не предоставил потребителю аналогичный товар на время ремонта – неустойку взыщут за каждое нарушение (подп. «а» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17);
-
нарушен срок и начала, и окончания работ – неустойка начисляется за каждую просрочку. Но ее общая сумма не может превышать цену отдельного вида работ, а если договор такую цену не определяет – общую цену заказа (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17);
-
нарушен срок удовлетворения одного требования, связанного с недостатками качества товара (например, не сделали вовремя гарантийный ремонт), а затем не выполнено в срок новое требование (например, затянули замену товара или возврат денег за него). Неустойку могут начислить по обоим нарушениям, но по первому – только за период до предъявления второго требования (подп. «а» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17);
Комментариев пока нет